Какая реформа нужна России?
Евгений Анисимов
17 июля 2003 года
...Какой же инструмент может оказаться действенным в России?
Православие.
Бог не фраер, все видит...
Да-да, вот такой короткий ответ. Да простят меня святые угодники (или кому там полагается прощать по канонам православной церкви - я человек не очень верующий и уж, во всяком случае, не «воцерковленный», то есть в храмы захаживаю от случая к случаю, обрядов не соблюдаю, молитв не знаю, даже креститься толком не умею) за то, что святую веру называю инструментом, но именно с этой позиции я предлагаю на нее взглянуть сегодня.
По большому счету нам сейчас подошла бы любая вера (ох, чувствую, гореть мне в геенне огненной!), лишь бы она была: православие, ислам, иудаизм, протестантизм, католицизм... Я ведь не о самой вере в Бога говорю, а о том, что с собой несет вера. А несет она, насколько я понимаю, морально-нравственное начало. И если человек ведет себя по-божески, то этого уже достаточно для общества. Для церкви этого мало, а для общества - достаточно.
Но в России доминировать должно именно православие, поскольку именно православная церковь была тысячу лет на Святой Руси, именно православная вера заложена в русском народе на уровне генов. Кому-то кажется, что это не так, что всякая вера из народа вытравлена за время Советской власти, но это, скорее всего, будет нерусский человек, над колыбелью которого не молилась бабушка, которого не
таскали в церковь тайком от отца-коммуниста, который сам не бегал и не смотрел, затаив дыхание, на крестный ход в Пасху... Да, конечно, нынешнее влияние православной церкви несравнимо с тем, каким оно было до революции, но оно восстанавливается и крепнет год от года. А надо бы резко ускорить этот процесс. Надо!
Оставлю в стороне растиражированные аргументы за то, чтобы ввести в школах курс православия: мол, без этого не усвоить культурное наследие и так далее. Не это главное. Главное: православная вера дает человеку критерий
морали и нравствен ности. Причем этот критерий не может быть пересмотрен в зависимости от сиюминутной потребности. Ты можешь договориться со своей совестью, но с Богом ты договориться не можешь. И если наши дети войдут в жизнь с такими понятиями, то и сама жизнь станет немножко другой.
Верующий человек не позволит себе кичиться своим богатством, он должен жертвовать на бедных, верующему грешно обманывать, ему полагается отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево (это к вопросу о налогах)... Нет, я не считаю, что православие спасет нас от всех невзгод, но в сочетании с прочими мерами, предпринимаемыми государством, оно могло бы сильно помочь стране. Говорят, что законы - костыли для морали. Но костылями может воспользоваться лишь тот, у кого есть хотя бы одна нога! Безногому подходит только инвалидная коляска тоталитарного общества.
("Комсомольская правда")
|