Реклама
Все Кулички

День за днем
Библиотека
Цитатник
Партии
Персоналии
Архивы
СПБ ЗакС
Счетчики
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

Цитатник

Раскол "правых"

24 января 2004 года


      СПС готовится к расколу?

   Сегодня стало известно о серьезных противоречиях в руководстве СПС. Сопредседатель партии Анатолий Чубайс отказался поддержать Ирину Хакамаду в качестве кандидата в президенты России от "Союза правых сил". По словам Бориса Немцова, А.Чубайс был готов поддерживать И.Хакамаду, пока она не выступила с обращением к избирателям по поводу теракта на Дубровке, содержащим обвинения в адрес президента России Владимира Путина. На текущий момент можно констатировать наличие в СПС двух противостоящих групп: группа Немцова-Хакамады и группа Чубайса-Кириенко. Первые выступают за переход в жесткую оппозицию действующему президенту, вторые, в целом, поддерживают политику В.Путина, считая, что надо не враждовать с главой государства, а влиять на его действия.



   Председатель федерального совета партии "Союз правых сил" Борис Немцов утверждает, что его отставка - дело решенное и неотвратимое. Однако окончательное решение примет съезд СПС, намеченный на 24-25 января. "На съезде я уйду в отставку с поста лидера партии. Со следующей недели я буду рядовым членом СПС", - заявил вчера Немцов журналистам. Руководители правых и раньше говорили о своей готовности уйти в отставку после поражения партии на выборах, однако они до сих пор ставили свою судьбу в зависимость от воли однопартийцев. Вчера Немцов продемонстрировал полную решимость не сохранять за собой лидерский пост.
   (Время новостей, 23.01.2004)



   Между тем, как сообщил в интервью РБК член федерального политсовета "Союза правых сил" Александр Шубин, конфликт не сводится к спору о том, кого надо поддержать на президентских выборах, он гораздо глубже. Речь идет об идеологической базе партии. По его словам, центральный вопрос - это вопрос об отношении к президенту. "Значительная часть членов СПС считает, что Владимир Путин проводит правую политику, и мы должны поддержать его", - сообщил он, добавив, что либеральный потенциал президента далеко не исчерпан, об этом свидетельствует намерение продолжить реформы: налоговую, административную, реформу естественных монополий. По словам А.Шубина, выборы показали, что россияне доверяют президенту и поддерживают его политику. Он также подчеркнул, что СПС хочет отойти от образа партии олигархов, и стать партией национальной буржуазии, которая не распродает сырье, а поднимает реальный сектор.
   "У этой части деловой элиты практически нет своих выразителей в политике", - сказал член политсовета СПС.
   (РБК, 23.01.2004)



   24 января 2004 г. СПС соберется на свой первый съезд после проигранных 7 декабря выборов. Делегаты будут решать, кого поддержать на президентских выборах - Ирину Хакамаду, Владимира Путина или кандидата "против всех". Если съезд поддержит Путина, то Хакамада и Немцов могут просто уйти из партии вместе со своими сторонниками, пишет издание "Газета". Чтобы избежать раскола, съезд скорее всего примет решение о свободном голосовании членов партии на выборах. Это будет означать, что у партии нет внятной позиции на президентских выборах, как не было и на парламентских.
   В Кремле тоже могут "посодействовать" расколу СПС.
   По информации "Газеты", в администрации президента считают, что Хакамада получила деньги на избирательную кампанию от Бориса Березовского. И что именно он был инициатором обвинений Хакамады в адрес Путина по поводу событий на Дубровке.
   (Дни ру, 23.01.2004)



   Проблема выбора пути, которая терзала "Союз правых сил" на протяжении всей предвыборной кампании и, возможно, во многом предопределила его поражение, встанет в полный рост на предстоящем в выходные съезде партии. Не исключено, что правых ожидает раскол. Краеугольным камнем, разделившим лидеров партии на радикалов и умеренных, является отношение к действующей власти. Председатель федерального совета СПС Борис Немцов, который на съезде собирается уйти в отставку с лидерского поста, сопредседатель партии (и "по совместительству" кандидат в президенты России) Ирина Хакамада, член политсовета Борис Надеждин выступают за жесткую оппозицию власти. Сопредседатели СПС Анатолий Чубайс и Егор Гайдар, а также лидер санкт-петербургского отделения партии Григорий Томчин считают, что власти нужно помогать и по возможности ее поправлять, критиковать и делить с ней ответственность.
   (Время новостей, 23.01.2004)



   Слухи о расколе усердно комментируют сами партийцы. Глава питерского отделения Григорий Томчин считает, что "съезд вообще не должен принимать никаких решений в отношении будущего партии", а следует объявить двухмесячную дискуссию и летом провести еще один съезд. Член политсовета СПС Борис Надеждин, которого все чаще называют среди потенциальных преемников Немцова на посту лидера (как и Хакамаду, Ремчукова, Алексея Кара-Мурзу), признает угрозу раскола. Формальный повод к расколу - дискуссия вокруг действий Ирины Хакамады. Демонстративное молчание Чубайса в момент, когда Немцов так же демонстративно поддержал выдвижение Хакамады, говорит само за себя и порождает бесконечные дискуссии о дальнейших действиях "крыла Чубайса" и "крыла Немцова-Хакамады".
    Впрочем, гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков уверен, что раскола не будет: "СПС должен стать отмобилизованной партией, и прежде всего СПС должен самосохраниться, не потерять ни одного достойного человека, думая о том, как стать строительной площадкой для новой правой партии". Правда, он считает, что обсуждать ситуацию с самовыдвижением Ирины Муцуовны следовало бы лишь после того, как она соберет подписи (сдать в ЦИК их следует к 28 января). "СПС - это не личный проект людей, входящих в партию, - полагает Хомяков, - это проект общенациональный, и партия должна серьезно проанализировать, почему избиратель отказал ей в поддержке, а не менять лидеров или название".
   (Российская газета, 23.01.2004)



   Раскол в партии может произойти при всех вариантах голосования съезда. Ирина Хакамада жестко заявила, что в том случае, если съезд ее не поддержит, она приостановит свое членство в партии. Собеседники ГАЗЕТЫ в СПС предполагают, что она пойдет дальше и просто выйдет из партии. А это значит, что сторонники ее поддержки окажутся в очень сложном положении. "Лично я буду стараться, чтобы не допустить этого раскола и чтобы мы поддержали кандидатуру Хакамады", - говорит член политсовета СПС Борис Надеждин. По его словам, вероятность поддержки Хакамады съездом СПС более 50%.
    Сам лидер партии Немцов категорически отвергает предположения о расколе в партии: "У всех четырех сопредседателей партии есть консолидированная позиция по вопросу о будущем СПС. Мы все убеждены, что партию надо сохранить, потому что она должна стать важным консолидирующим элементом демократической коалиции на будущих парламентских и президентских выборах в 2007-2008 годах", - уверен Немцов.
   Правда, после съезда лидером СПС он уже не будет - Немцов твердо намерен уйти в отставку со своего поста председателя политсовета партии. Однако кто станет во главе партии, пока непонятно. Съезд может отложить принятие решения по смене руководства партии до окончания президентской гонки. А в конце марта совет партии соберется для решения этого вопроса.
   (Газета, 23.01.2004)



   Как сообщил в интервью РБК член федерального политсовета "Союза правых сил" Александр Шубин, конфликт не сводится к спору о том, кого надо поддержать на президентских выборах, он гораздо глубже. Речь идет об идеологической базе партии. По его словам, центральный вопрос - это вопрос об отношении к президенту.
   "Значительная часть членов СПС считает, что Владимир Путин проводит правую политику, и мы должны поддержать его", - сообщил он, добавив, что либеральный потенциал президента далеко не исчерпан, об этом свидетельствует намерение продолжить реформы: налоговую, административную, реформу естественных монополий. По словам А.Шубина, выборы показали, что россияне доверяют президенту и поддерживают его политику. Он также подчеркнул, что СПС хочет отойти от образа партии олигархов, и стать партией национальной буржуазии, которая не распродает сырье, а поднимает реальный сектор. "У этой части деловой элиты практически нет своих выразителей в политике", - сказал член политсовета СПС.
   (РБК, 23.01.2004)



   Перед открытием съезда корреспондент АБН встретился с лидером петербургского отделения СПС Григорием Томчиным и попросил его прокомментировать предстоящее заметное событие в политической жизни страны. "Естественно, после поражения СПС на выборах, а то, что произошло - именно поражение, в партии сложилась достаточно сложная ситуация. Необходимо и принять решение о судьбе самой партии, и принять решение о направлениях этой судьбы, иначе говоря, стратегическую линию СПС. На сегодняшний день понятно, что у всех, у практического большинства и делегатов съезда и членов партии есть желание сохранить партию, не расколов ее, потому что раскол в партии - это смерть ее всей, а не куска, - подчеркнул Г.Томчин. - Вместе с тем, есть желание определить стратегическую позицию, здесь образовалось два направления этой позиции, два направления стратегии, которые почти исключают друг друга.
   Стратегическую позицию необходимо определить по отношению партии к власти. СПС и ее прародители практически всегда стояли на позиции политического диалога с властью, оппонирования власти, но в политическом диалоге, и всегда предлагали за те решения, которые предложены СПС и ее прародителями нести и делить ответственность вместе с властью.
   Это одна позиция, и мы должны на нее вернуться, потому что та часть членов СПС, которая считает, что такая позиция более верная, понимает и говорит, что основной причиной поражения СПС на выборах был уход партии в жесткую оппозицию власти, вместо конструктивного диалога.
   Другая часть считает, что причиной поражения наоборот было то, что партия недостаточно ушла в оппозицию, и дальнейший путь СПС - это жесткая оппозиция власти. Сегодня жесткая оппозиция власти при таком построении государства, при еще продолжающемся реформировании, при отсутствии устойчивых демократических традиций, ведет партию на улицы. А там требуется не серьезный, вдумчивый, конструктивный подход, а два-три лозунга, и это не системная оппозиция. Тогда целью этого становится революция. Бархатная или не бархатная, но революция. По этому поводу и должна разгореться основная дискуссия на съезде СПС. Поскольку делегаты уже прибывают, были конференции в регионах, сегодня вырабатывается мнение, что в СПС должна быть проведена общепартийная дискуссия. Занятие той или иной позиции должно быть не завтра на съезде, завтра должен быть дан старт этой дискуссии, которая должна завершиться где-то во второй половине марта. И тогда уже, при определении позиции можно будет избрать лидера, именно одного лидера, так как все в СПС считают, что не должно быть сопредседателей, а должен быть председатель. Но лидера нужно подбирать под позицию, а не позицию под лидера. Вот по этому поводу и развернется дискуссия.
   Видимо будет избран новый политсовет, это мы должны сделать и по закону и по уставу, но лидер партии, т.е. председатель партии, избран не будет, а это будет перенесено на съезд после дискуссии".
   (АБН, 24.01.2004)



   Предстоящий партийный съезд, вероятно, вскроет еще один узел разногласий между различными группировками в "Союзе правых сил". Начиная с момента выдвижения Ирины Хакамады на пост президента РФ, в центральной прессе не раз сообщалось о наметившемся расколе в рядах правых. И этого действительно стоило ожидать, ведь после неудачного выступления на выборах любые, даже самые несущественные внутрипартийные противоречия должны были осложниться.
   В частности, сообщалось, что имеет место конфликт между сопредседателями - Анатолием Чубайсом с одной стороны и Борисом Немцовым и Ириной Хакамадой с другой. Егор Гайдар, по этим утверждениям, вполне вероятно, займет нейтральную позицию. В этой связи интересно заявление Бориса Немцова в недавнем интервью Стране.Ru о том, что все сопредседатели приняли коллегиальное решение сохранить партию.
   Главный вопрос же заключается в том, на какие уступки придется пойти каждой из сторон и какие шаги предпринять, чтобы "Союз правых сил" сохранился как партия и при этом стал более эффективной политической организацией.
   (Страна ру, 24.01.2004)



   По данным рабочей группы под руководством депутата ГосДумы 3-го созыва от фракции СПС, до 1999 занимавшего пост старшего вице-президента группы "Сибирский алюминий", Константина Ремчукова, главной причиной поражения правых на парламентских выборах стало неэффективное использование средств, а зачастую их элементарное разворовывание.
   По оценкам экспертов группы, до 2/3 предвыборного бюджета СПС было украдено. Похищенная сумма, по разным данным, колеблется от 12 до 26 млн долларов. Именно на основании этих неутешительных итогов, по сведениям газеты "Газета", Немцов и подает в отставку.
   По официальным данным ЦИК, СПС потратил на кампанию 215 млн. рублей, а по мнению некоторых политтехнологов, реальная стоимость кампании СПС составила от 20 до 40 млн долларов, то есть расхищенными и неэффективно потраченными из них могли оказаться от 12 до 26 млн долларов.
   Персональную ответственность за малоэффективную рекламную стратегию рабочая группа возложила на руководителя предвыборного штаба СПС Альфреда Коха и креативного директора партии Марину Литвинович. Коха, как главного виновника поражения, по сведениям "Газеты", заклеймили на первом же после выборов политсовете СПС, а Литвинович покинула партию еще в октябре 2003 года, за два месяца до голосования.
   Между тем, как утверждают источники "Газеты" в СПС, именно она рассчитывала завышенные бюджеты рекламных кампаний, которые не принесли партии никакого результата. Рабочая группа не имеет никаких юридических полномочий, так что делегатам грядущего съезда СПС остается лишь принять ее доклад к сведению.
   Кох не работает в партии с 8 декабря, и расстроенным неудачей партийцам, по выражению одного из участников политсовета, придется "ловить его в другом месте". Что же касается Литвинович, нынче работающей в штабе Ирины Хакамады, то она в скором времени может вновь вернуться в СПС.
   (Лента ру, Выборы-2003, 23.01.2004)



   По оценкам опытных пиарщиков, в СПС было разворовано до 2/3 предвыборного бюджета.
    Однако правые наверняка предпочтут замять некрасивую историю, поскольку все украденные средства проходили через "черную" кассу, а поймать за руку удалось очень немногих. Один подобный случай произошел в московском штабе за две недели до выборов, однако проштрафившихся сотрудников даже не уволили, ограничившись "воспитательной беседой".
   По официальным данным ЦИК, СПС потратил на кампанию 215 млн рублей, и эта цифра превзошла легальные расходы других партий. По мнению же некоторых политтехнологов, реальная стоимость избирательной кампании СПС составила от 20 до 40 млн долларов. То есть расхищенными и неэффективно потраченными из них могли оказаться от 12 до 26 млн долларов.
   (Вести ВГТРК, 23.01.2004)


Источник - рассылка "Тема дня: политика"