Реклама
Все Кулички

День за днем
Библиотека
Цитатник
Партии
Персоналии
Архивы
СПБ ЗакС
Счетчики
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

Цитатник

"Аншлаговский Терминатор" взял Алтай

6.04.2004


    Вопреки большинству прогнозов Михаил Евдокимов стал губернатором горного края
    "Лучше четыре года смеяться, чем четыре года плакать". Как утверждают СМИ Алтайского края, именно с таким изречением на устах избиратели этого российского региона проголосовали на губернаторских выборах за артиста-юмориста Михаила Евдокимова. Последний, по данным местного избиркома, в ходе второго тура голосования набрал 49,53%, обойдя действующего главу края Александра Сурикова более чем на 3%.
    Трудно сказать, является ли такое объяснение триумфа завсегдатая "Аншлага" и прочих эстрадных программ справедливым: Евдокимов во всяком случае пытался дистанцироваться от имиджа эстрадного артиста, вел кампанию под слоганом "Шутки в сторону". В любом случае его победа явилась неожиданной для специалистов - политиков и политологов, которые перед вторым туром отдавали предпочтение Сурикову. Впрочем, сенсация случилась еще в первом туре, когда действующий глава края, заручившийся поддержкой сразу и "Единой России", и аграриев, и прочих основных политических сил, не дотянул до заветного рубежа в 50%, а Евдокимов занял второе место с очень приличным результатом (39,46%).
    Теперь можно говорить о новом для российских выборов явлении: региональный избиратель вместо крепкого хозяйственника, представителя крупного бизнеса или на худой конец политической звезды федерального масштаба предпочел увидеть на посту главы администрации человека совершенно иного профиля. Собственно, попытки сыграть в политику на кино-теле-театральной известности предпринимались и раньше, правда, обычно речь шла о выборах в парламент - включая и съезд народных депутатов СССР, и Государственную думу. Актриса Елена Драпеко и певец Иосиф Кобзон - тому доказательства. Однако в целом российский избиратель не был склонен мешать политику с эстрадой и кино, провалив, например, движение РДДР, пытавшееся пройти в первую Госдуму за счет популярности Олега Газманова и Олега Басилашвили. Кесарю, как говорится кесарево.

    На региональном уровне такой "ресурс узнаваемости" в прямом смысле (то есть не в смысле поддержки кандидатов артистами и певцами и - таких примеров сколько угодно) задействован еще не был. Победу Михаила Евдокимова уже оценили как следствие "эффекта Шварценеггера": дескать, российский избиратель начал брать пример с американцев, давно продвигающих своих голливудских и эстрадных "звезд" по политической лестнице. Это не только знаменитый "мистер мускул", недавно "терминировавший", по его словам, губернатора Калифорнии Грея Дэвиса.
    Киноактер Рональд Рейган, как известно, побывал губернатором солнечного штата, а затем и президентом США. Более холодный штат - Минессота - возглавлял борец и также актер (коллега Шварценеггера по фильмам "Хищник" и "Бегущий человек" Джесси Вентура. Мэрами городов были певец Сонни Боно и актер и режиссер Клинт Иствуд).
    Михаил Евдокимов, конечно, победил не только благодаря известности. Сыграла свою роль поддержка со стороны неких заинтересованных финансово-промышленных структур (примечательно, правда, что конкретно эти структуры не могли назвать даже заинтересованные в их "разоблачении" прогубернаторские СМИ - речь идет то ли о "Межпромбанке", то ли об угольной компании). Впрочем, у его соперников - генерального директора "Алтайэнерго" Сергея Шабалина и особенно Александра Сурикова - были не меньшие, а, пожалуй, и большие ресурсы, в том числе и административный.
    Евдокимов и его команда, несомненно, использовали свои возможности "по максимуму", выжав все, в том числе и из факта прошлогодних посиделок артиста-юмориста с Владимиром Путиным в алтайской бане (Суриков встречался с президентом РФ в более официально обстановке, в частности в Кремле). Сыграло свою роль и то обстоятельство, что вплоть до последнего момента мало кто воспринимал политические амбиции эстрадной звезды всерьез. В этом смысле кампания Евдокимова больше напоминала кампанию не Шварценеггера, а Вентуры (правда, есть и различие: тот сначала успел побывать мэром одного из городов). Вентуру тоже никто не воспринимал всерьез, благо его поддерживали не основные партии, а малопопулярная в Штатах реформистская. "Главные соперники" атаковали друг друга, изнуряя грызней избирателей, а актер-рестлингер, мастерски использовав образ простого парня-правдолюба и "народного заступника" (и потратив на кампанию всего 400 тыс. долл.), неуклонно наращивал рейтинг.
    Правда, в алтайской предвыборной гонке, безусловно, оказалась сильна и российская специфика. "Подножку" команде Сурикова подставила как и ее самоуспокоенность (особенно на фоне публиковавшихся в СМИ заоблачных рейтингов губернатора), так и излишняя политическая всеядность. Глава края попытался заручиться поддержкой сразу всех - и "единороссов", и "яблочников", и аграриев, и т.д. На подобное желание сесть даже не на два, а на несколько стульев идейные избиратели разных спектров реагировали отрицательно.
    Сыграл свою роль и старый прием российских политтехнологов - использование кандидата-"двойника". Выдвинутый также на пост губернатора стрелок ВОХР из Ростова Виталий Суриков оттянул на себя в первом туре целых 2,79% - не будь этой строчки в избирательных бюллетенях, его однофамилец мог бы, пожалуй, и одержать победу в первом раунде. Но и потом команда главы края явно не смогла использовать все возможности: не случайно Суриков потерял на втором этапе более 70 тыс. голосов, в то время как Евдокимов приобрел более 60 тыс. (притом что явка избирателей 4 апреля оказалась ниже, чем 14 марта: 57,18% против 64,12% - сказалось, возможно, то обстоятельство, что первый тур был совмещен с президентскими выборами).
    При этом губернатор "потерял" главные города края - Барнаул и Бийск, заручившись в основном поддержкой сельских районов. В этой связи можно сказать: как бы громко не рапортовала администрация о своих успехах, избиратели все же к этим рапортам не прислушались. Хотя формальные показатели Алтайского края не самые плохие (хотя и не самые лучшие - что по СибФО, что по России в целом), электорат посчитал, что и развивать регион можно быстрее, и бороться с коррупцией в администрации активнее.
    Справится ли со своей новой ролью Михаил Евдокимов, и как ему пригодятся известность, образ "простого мужика" и, наконец, знания, почерпнутые им когда-то в Новосибирском институте советской кооперативной торговли, покажут предстоящие четыре года. Вряд ли они будут простыми. Джесси Вентура, к слову, в образ губернатора так до конца и не вписался.
    (RBCDaily)


Источник - рассылка "Тема дня: политика"