Реклама
Все Кулички

День за днем
Библиотека
Цитатник
Партии
Персоналии
Архивы
СПБ ЗакС
Счетчики
Rambler's Top100
Яндекс цитирования
 

Цитатник

Что Лужков и Нарусова не знают об Интернете
и боятся спросить


9 июня 2004 года

    Законопроект "Об Интернете" давняя головная боль российской власти. Вопрос регулярно обсуждается, однако ничего нового инициаторы обсуждений предложить не могут. Это касается и последних заявлений мэра Москвы Юрия Лужкова и сенатора Совета Федерации от Тувы Людмилы Нарусовой. Двигателем всех призывов к принятию закона об Интернете является полное незнание уже существующих законов и положений, регулирующих данный вид деятельности…

    В интервью "Новым Известиям" Людмила Нарусова сказала, что российская Сеть "превратилась в помойную яму", где можно беспрепятственно опубликовать любой компромат "без малейшей экспертизы на достоверность", или сведения, составляющие государственную тайну. О конкретных формах контроля Нарусова говорила очень осторожно, поскольку вопросом явно не владеет.

    Сенатор от Тувы вскользь упомянула о лицензировании деятельности в Сети и о том, что это должен делать некий контрольный орган, где не будет места чиновникам и "людям в погонах". Это должен быть совет профессионалов, которые будут коллегиально принимать решения. Подразумевается ли под "советом профессионалов" какая-то профсоюзная организация, Нарусова не уточняла. Кроме того, она планирует ограничить переписку по электронной почте. Для этого следует переделать должностные инструкции так, чтобы у специалиста по радиации, который следит за сохранностью ядерных боеголовок, не было возможности, сидя на рабочем месте, послать по почте своей любимой девушке секретные чертежи.

    Нарусовой и невдомёк, что есть президентский Указ "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена", один из пунктов которого запрещает подключать к Интернету компьютеры специалистов по радиации и прочих специалистов, если в этих компьютерах обрабатывается информация, содержащая государственную тайну.

    Ранее на тему регулирования Сети высказывался и Лужков, опубликовав в "Известиях" статью "О темной стороне Интернета". Градоначальник решительно предлагал "вернуть российский Интернет в рамки цивилизованного законодательства".

    "Прежде всего, необходимо повысить ответственность сетевых журналистов и операторов за объективность помещаемой информации. Это может быть достигнуто в результате принятия комплексного пакета мер юридического и законодательного характера".

    Далее Лужков предлагает "дать однозначное определение прав и обязанностей пользователей сети, чтобы интернет-провайдеры смогли получать официальные лицензии на такого рода деятельность, а сайты с полным основанием регистрироваться как средства массовой информации".

    "Интернет должен отдельной строкой фигурировать в Законе о СМИ - с тем, чтобы не приходилось гадать, относится ли он, согласно нынешнему тексту этого закона, к "иным средствам массовой информации". Соответственно должна появиться юридическая возможность выносить официальные предупреждения сетевым изданиям, и закрывать можно будет только по решению суда".

    "Новые законодательные положения должны будут гарантировать и права провайдеров - в частности, путем введения строгих наказаний за попытки взлома сайтов, за насильственную, с помощью технических ухищрений, фальсификацию их содержания, за создание сайтов-двойников". А на втором этапе преобразований речь может идти "о разработке специального закона об Интернете".

    Об этом есть очень познавательная статья главного редактора интернет-издания Lenta.Ru Антона Носика. По его мнению, "основным двигателем всех призывов к принятию специального закона об Интернете является невежество тех, кто это предлагает, и их слабое знакомство с предметной областью".

    Что касается изменений в "Законе о СМИ", то, как пишет Носик, американские законодатели через подобную ловушку прошли 8 лет назад. Тогда в США была сделана попытка установить для интернет-сайтов другие нормы контроля за содержанием, отличные от действующих норм для всех остальных СМИ. В итоге американские суды всех инстанций по очереди определили один и тот же принцип - если Конституция для всех едина, то не могут быть законодательно установлены ограничения на распространение информации в Интернете, если эта информация может свободно распространяться через другие СМИ.

    Что касается лицензирования, о котором говорили и Лужков, и Нарусова, то оно действует в России уже не первый десяток лет. "Каждая провайдерская компания в нашей стране обязана получить даже не одну, а две лицензии - на телематику и передачу данных. Без этих лицензий провайдерская деятельность в России подпадает под ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство".

    "Должна появиться юридическая возможность выносить официальные предупреждения сетевым изданиям", - предлагает Юрий Лужков. Но если бы он навел справки, то выяснил, что такие предупреждения сетевым изданиям давно уже выносятся в общем порядке в строгом соответствии с действующим законом о СМИ еще с 2001 года.

    А тот беспредел в Интернете, который вызвал вполне правомерное негодование Лужкова и Нарусовой, не имеет никакого отношения к законодательным проблемам. Он связан лишь с тем, что правоохранительные органы упрямо отказываются возбуждать дела по таким статьям УК РФ, как 137, 138, 146, а также 272, 273 и 274, имеющих непосредственное отношение к Интернет. И пока силовые структуры пренебрегают своими прямыми обязанностями, любой новый закон об Интернете останется такой же фикцией, как все предшествующие правовые нормы, которые могли бы быть к Сети успешно применены.

    Материал подготовила Светлана Лыжина
   03.06.2004